Хватит себя жрать

Хватит себя жрать

Лекция 1. Предмет и метод экономической теории

1.1. Предмет экономической теории

Термин «экономика» имеет двоякий смысл.

Экономика ― это:

1) Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) и нематериальной сферы (образование, здравоохранение, культура и др.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Другими словами, экономика ― это народное хозяйство государства (или группы государств, или мира).

Появление материального и нематериального производства связано с необходимостью удовлетворения человеческих потребностей. Потребность нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребности ― в широком смысле ― делятся на: а) первичные (исходят из физиологического строения человека) и б) вторичные (производятся обществом, то есть являются следствием «очеловечивания» природы и создания второй («социальной») природы).

Средством удовлетворения потребностей является благо (детальная классификация потребностей и благ будет рассмотрена в Теме 2).

Экономика как социальное явление решает задачу установления баланса между потребностью (с их безграничностью и неутолимостью) и экономическими благами, то есть благами редкими, ограниченными по отношению потребности в них. Решение проблемы ― в эквивалентно-возмездном обмене (процесс эволюции рынка и его механизма будет рассмотрен в Теме 4);

2) Общественная наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции.

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь общества на двух уровнях ― микроэкономическом и макроэкономическом:

― на уровне микроэкономики ― науке о потребителях и фирмах ― ее предметом является:

а) выбор потребителя, максимизирующего свою полезность при минимизации затрат, и выбор регионом, отраслью, фирмой объема производства, максимизирующего их прибыль при минимизации затрат;

б) анализ производственных отношений в регионе, отрасли, фирмах, домохозяйствах, а также личной и семейной экономико-хозяйственной деятельности в условиях альтернативного выбора принятия хозяйственного решения и конкуренции;

― на уровне макроэкономики ― науке о хозяйстве в целом ― ее предметом является экономика государства, групп государств, мира в целом.

Экономическая теория:

1) систематизирует элементы познания экономической действительности;

2) определяет причинно-следственные и функциональные зависимости между экономическими явлениями;

3) выявляет закономерности, законы и тенденции в экономической реальности;

4) разрабатывает не только систему знаний, но и рекомендации для экономического поведения человека, фирмы и государства.

К основным функциям экономической теории следует относить:

гносеологическую ― теоретическое отражение экономических явлений и процессов в системе категорий и законов;

методологическую ― разработка общих принципов экономического исследования;

мировоззренческую ― анализ сущности экономической жизни общества;

критическую ― выявление недостатков и преимуществ различных экономических теорий, концепций;

практическую ― научное объяснение экономической политики.

Экономические законы

При выработке определенных рациональных объемов потребления (как личного, так и производственного), модели эффективной структуры спроса и предложения на те или иные товары/услуги и факторы производства (соответственно), антиинфляционной политики, политики занятости и многих других показателей экономическая теория руководствуется требованиями объективных экономических законов.

Экономический закон ― созревшая и уже устойчивая причинно-следственная связь между различными экономическими явлениями, характеризующая сущность самих явлений экономики.

По времени объективные экономические законы могут быть подразделены на три большие группы:

всеобщими называются такие объективные экономические законы, действия которых характеризует любую экономическую систему, любой социально-экономический строй. К разряду таких законов относятся, например, закон возвышающихся потребностей людей; закон неуклонного роста производительности общественного труда; закон экономии времени (экономия времени равноценна росту производительности труда); закон перемены (вертикальной и/или горизонтальной) труда (постоянное совершенствование уровня квалификации работника, осваивание смежной профессии, более эффективное нормирование труда, научная организация производства):

частные законы ― законы, существующие лишь в определенных социально-экономических условиях. Например, в условиях товарного производства и рыночной экономики существуют и действуют такие частные законы, как закон стоимости; закон спроса и предложения; закон количества денег, необходимых для обращения;

специфические экономические законы ― законы свойственные лишь отдельной социально-экономической системе, часто имеющие прикладной характер, довольно локальные рамки действия. К категории таких законов можно отнести законы из области управления (менеджмента) и маркетинга, возникшие при становлении «рынка покупателя», а также закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства ― основной экономический закон политической экономии социализма.

    Все экономические науки подразделяются на 4 группы: 1) экономические науки особых экономических форм и организаций (финансы, кредит, маркетинг); 2) конкретно-экономические науки (экономика отраслей, стран); 3) информационно-аналитические (экономическая статистика); 4) историко-экономические (история экономической мысли). При этом содержательная разница заключается в том, что «общие» экономические науки призваны раскрывать сущность и содержание экономических процессов, законов, категорий, принципов и методов хозяйствования, а «частные» ― отраслевые ― особенности и функции экономического управления. Так, например, основная задача экономической теории ― выявление и анализ взаимосвязи и взаимообусловленности экономических явлений, процессов и экономических законов.

      При изучении экономической теории, как и при чтении или анализе экономических текстов, целесообразно выделить:

      сферу исследования ― экономическую среду, в которой осуществляется экономическая деятельность;

      объект исследования ― экономические явления и процессы;

      субъект исследования ― человек, домашнее хозяйство, фирма, экономические агенты, то есть физические или юридические лица; государство/правительство;

      предмет исследования ― поведение и жизнедеятельность субъектов экономики.

        Экономическая теория в системе наук

        Экономической теории принадлежит особое место в системе научных знаний. Являясь общественной наукой, она активно взаимодействует с естественными и техническими дисциплинами; совместно с другими гуманитарными науками описывает человека и общество; наконец, является базой для развития целого ряда специальных экономических дисциплин.

        Коллизии современной жизни, необходимость для многих стран, включая Россию, сформировать работающие концепции экономического развития требуют комплексных решений, учитывающих разные стороны возникающих проблем. Слишком дорого для общества обходится технократический подход, ставящий в центр внимания достижение определенных экономических результатов (например, запланированных темпов роста, подавление инфляции, приведение в равновесие бюджета) и пренебрегающий негативными побочными последствиями.

        Старая проблема взаимосвязи, взаимодействия и взаимопроникновения экономической теории, с одной стороны, и общественных, естественно-технических наук, с другой, очень актуальна. В поисках экономически приемлемых решений необходимо принимать во внимание достижения других наук как определенные ограничители (социальные, моральные, экологические и др.) чисто экономического подхода.

        Экономическая теория и естественно-технические науки

        По отношению к естественным и техническим наукам экономическая теория выступает:

        1) как потребитель достижений этих дисциплин;

        2) как связующее звено между естественно-техническими и общественными дисциплинами.

        Наиболее наглядно первая сторона ― использование достижений естественных наук ― проявляется в случае с математикой. В экономической теории находит применение широкий спектр математических знаний: от элементарной алгебры и геометрии до высшей математики и специальных ее разделов ― теории вероятностей, линейной алгебры, теории игр, теории обслуживания и др. Математика дает возможность проведения количественного анализа экономических процессов, построения экономико-математических моделей, прогнозирования, придает, наконец, наглядность экономическим закономерностям.

        Особое значение для экономической науки, с точки зрения ее взаимодействия с естественно-научными дисциплинами, приобретает в настоящий момент теория, находящаяся на стыке философии и математики, ― теория самоорганизующихся систем, которая постепенно складывается в общую теорию развития (эволюции). Она имеет особый математический аппарат, способный описать данный класс систем. Начав развиваться применительно к естественным процессам, эта теория впоследствии оказалась подходящей для описания и моделирования многих экономических процессов в рыночной экономике.

        Что же представляют собой самоорганизующиеся системы? Они способны изменять в процессе функционирования свои внутренние взаимосвязи, порядок и организацию в зависимости от воздействующих на нее факторов, если они не превышают некоторые критические для нее пределы. Классический пример такой системы ― трава на газоне. Когда по ней ходят в различных направлениях, она приминается, но затем восстанавливается. Однако, если же по ней ходит достаточно много людей в одном и том же направлении, то превышается ее предел прочности и образуется тропинка.

        Экономисту легко увидеть в хозяйстве аналогичные процессы. Установление равновесной цены, экономические кризисы, очень высокие темпы роста отдельных стран (их принято называть «экономическим чудом») и т.п. также характеризуются адаптивностью в известных пределах и резким сломом вне их. Особенно ценным для экономической науки в теории самоорганизации является ее динамический подход, способность описать экономику в процессе ее изменения.

        Вторая сторона взаимодействия экономической теории и естественных и технических дисциплин обусловлена тем, что влияние природных закономерностей, изучаемых этими науками, на человеческое общество в первую очередь, отражается, как правило, на экономике. Действительно, хотя отбор вариантов использования экономических ресурсов происходит на основе общественных критериев, последние в значительной степени определяются техникой и технологией. При этом линия взаимодействия между обществом и материальным миром очень часто проходит через экономику.

        Например, возникновение в конце XIX в. крупных промышленных предприятий ― это в первую очередь общественный феномен. Чтобы стать реальностью, нужны были огромная концентрация капиталов, наличие достаточно квалифицированной рабочей силы (а применительно к России ― и такая предпосылка, как отмена крепостного права), опыт управления сложными организациями и др. С точки зрения общественных наук, значительными были и последствия появления крупных предприятий, в частности, концентрация рабочего класса, появление мощных профсоюзов, тенденция к монополизации рынка ведущими фирмами. Однако несомненно, что толчок ко всем этим преобразованиям дали технические открытия: появление гигантских домен, мартеновского и бессемеровского способа производства стали, появление науки менеджмента и т.п.

        Чтобы технологические сдвиги привели к сдвигам общественным, новый тип предприятия должен оказаться экономически более эффективным, чем старые. Только в силу этого он смог выжить в конкурентной борьбе и превратиться в доминирующую силу в своих отраслях. Обобщая, можно сказать, что естественные процессы и технические достижения обычно оказывают на общество влияние при посредстве экономики; в силу этого экономическая наука выполняет связующую роль между естественными и гуманитарными дисциплинами.

        Особенно тесные взаимосвязи в этом отношении у экономической теории в настоящее время прослеживаются с экологией. Сейчас воздействие человека на окружающую среду столь масштабно, что сравнимо с силами самой природы. Люди в процессе хозяйственной деятельности перемещают такие массы природного материала, что практически образуют еще один ― искусственный ― круговорот веществ в природе. Поэтому, например, по-новому предстает проблема экономического роста. Нам не безразлично, за счет каких природных факторов он достигнут. Узкоэкономического критерия эффективности (выгодно ― невыгодно) для выбора вариантов развития экономики уже недостаточно.

        Экономическая теория и общественные науки

        Поскольку объект их исследования ― человек и общество ― в значительной степени совпадает, основными моментами во взаимодействии всех общественных наук являются взаимное обогащение и взаимное проникновение (формирование смежных дисциплин).

        Экономическая теория и философия

        Наиболее общие принципы и подходы к анализу экономических явлений и закономерностей экономическая теория заимствовала из различных философских школ и направлений.

        Воздействие философии на экономическую теорию носит методологический характер.

        Несомненно также влияние философии на экономические парадигмы, то есть общую направленность воззрений на экономику тех или иных научных школ. Так, легко обнаружить много общего между взглядами классической политической экономии на экономическую роль государства и современной ей философской концепцией «общественного договора» между государством и его гражданами. Обе теории исходили из того, что государство существует ради своих граждан, а не наоборот.

        Вообще за конкретными экономическими теориями и методами обычно стоят определенные представления о человеке и его месте в мире и обществе, то есть концепции философского уровня.

        Экономическая теория и психология

        Экономическая теория тесно взаимодействует с личной (индивидуальной) и общественной (социальной) психологией, довольно широко используя психологические закономерности, поскольку именно в сознании человека лежат истоки мотивации его экономической деятельности.

        В свою очередь, психологи, изучая закономерности человеческой психики, или, иными словами, закономерности психического отражения мира, пользуются достижениями экономической науки в части отражения в человеческом сознании экономических реалий.

        У экономической теории и психологии есть общие категории, которые они рассматривают каждая с собственных позиций: потребности, интересы, цели, мотивы, стимулы, поведение. Именно они находятся как бы на пограничной территории, а специфические подходы каждой из наук дополняют друг друга.

        Так, выводы социальной психологии дают возможность учитывать особенности национальной психологии, традиций, религиозных верований при выработке экономической политики и построении моделей общеэкономического развития. Как показал опыт ряда стран, гармония экономики и национальной психологии может дать мощный дополнительный импульс экономическому росту, о чем первыми в экономической теории настаивали представители исторической школы (классический пример ― протестантизм и развитие предпринимательства на Западе). Напротив, несоответствие таких могучих сил вредит развитию государства. Похоже, именно это наблюдается в современной России, где практика «дикого капитализма» резко дисгармонирует с национальными традициями.

        В последние десятилетия взаимодействие экономической и психологической наук перешло на новую ступень, что выражается в возникновении в 70-е годы XX в. новой науки ― экономической психологии, лежащей на стыке обеих наук.

        Экономическая теория и право

        Чрезвычайная теснота взаимоотношений экономической теории и права имеет как минимум два основания:

        1) объективные экономические законы в значительной степени предопределяют содержание создаваемых человеком юридических законов. Огромные разделы хозяйственного права фактически являются обобщением сложившейся экономической практики, подкрепленным авторитетом государства. При этом феномен так называемых неработающих законов показывает, что принятие юридических актов, не соответствующих требованиям экономики, ведет к их неисполнению;

        2) деятельность субъектов экономики является крайне рискованной, когда она протекает вне правового поля. Как следствие, многие экономические процессы осуществляются в меньшем масштабе, чем объективно могли бы, или вообще замирают, если отсутствуют необходимые юридические законы. Чтобы решить эту проблему, необходимо законодательное обеспечение, то есть система национальных законов и международных правовых актов.

        Для развития рыночной экономики государство должно, как минимум, законодательно обеспечить: гарантии частной собственности вообще и прав частных предпринимателей в частности; проведение государственной налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики; защиту экономических прав лиц наемного труда и неработающих граждан.

        Экономическая теория и история

        Прежде всего, необходимо отметить, что на стыке этих наук есть смежные дисциплины ― история народного хозяйства (второе название этой дисциплины ― экономическая история) и история экономических учений, ― которые обычно даже включают в число экономических наук.

        Значение же собственно истории для экономической теории проявляется в следующем:

        1) история служит для экономической теории одним из главных источников фактов. Многие крупнейшие экономические школы (марксизм, шумпетерианство, институционализм и др.) выводят свои теории именно из анализа исторических закономерностей;

        2) историзм позволяет преодолеть одну из крупнейших потенциальных слабостей экономической науки ― отсутствие в теории динамизма, элементов развития. В отличие от предметов исследования естественных наук, экономика сама меняется со временем. Следовательно, устанавливаемые экономической теорией законы тоже могут быть вечными, и только анализ исторического развития позволяет экономической теории установить направление и характер этих изменений.

        Если представить многообразие экономических предметностей в современных науках об экономике как системе хозяйствования в виде дерева, то:

        корнями этого «дерева экономики» будут факты, процессы, явления социально-экономической жизни общества;

        стволом «дерева экономики» при этом будет макроэкономика, а сердцевиной стволамикроэкономика, которые в совокупности должны объяснять факты, процессы и явления социально-экономической действительности в обобщенных формах мышления: категориях/понятиях и теориях/концепциях;

        развесистую крону будут представлять частные экономические науки ― бухгалтерский учет, финансы, кредит, менеджмент, маркетинг.

        Таким образом, экономика это грань общества, так как она существует только между людьми, которым свойственно, в том числе и экономическое поведение.

        Поведение экономическое ― образ, способ, характер экономических действий человека, граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности, жизни (см. Темы: 5. «Экономика потребителя» и 6. «Экономика производителя»).

        Человек ― 1) особый род сущего, субъект социального процесса, творец культуры, исторического процесса; 2) биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.

        Индивид (лат. individuum неделимое) ― 1) человек как естественное существо, представитель вида homo sapiens, представитель филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (способности, чувства, устремления и т.п.); 2) отдельный представитель человеческого сообщества, который выходит за рамки своей естественной (биологической) ограниченности, социальное существо, которое использует свой природный потенциал для самореализации путем созидания в творимой им сфере социальной («второй») природы; 3) то же, что индивидуум.

        Личность 1) человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Определяющими факторами развития личности являются не его природные качества, а качества социально значимые: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения; 2) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова); 3) стойкая социальная система социально значимых черт, которые характеризуют индивида как члена того или другого общества или сообщества; 4) социально активная индивидуальность, которая свободно выбирает нормы поведения, устанавливает свои внутренние нравственные максимы. Личность может быть более или менее: а) сильной, б) социально положительной, в) социально отрицательной или г) противоречивой. Личностьэто человек поступка, реального дела, в ней всегда выражена действенно волевое начало, которое может иметь два направления в своем приложении: вовнутрь себя (интровертное) и вовне (экстравертное).

        Орудия труда (то, чем) ― часть средств производства, с помощью которых или посредством которых человек воздействует на объекты, предметы труда; сосудистая система производства (инструменты и машины, газо― и нефтепроводы, здания и сооружения, станки и механизмы и др.); земля ― как место, где совершается труд.

        Средства труда ― вещь или комплекс вещей, с помощью которых человек воздействует на природу.

        Предмет труда (то, на что) ― материалы, подвергающиеся обработке: уголь и руда, рыба в естественных водоемах, а также сырье и полуфабрикаты.

        Средства производства ― совокупность орудий/средств и предметов труда.

        Любая наука имеет объект и предмет познания: объект познания ― фрагмент мира сам по себе, «то, что можно назвать»; предмет познания ― фрагмент мира «для нас».

        Главным объектом изучения современной экономической теории является механизм косвенного, или рыночного регулирования экономики.

        Экономическая теория своим предметом имеет экономическое поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного богатства в условиях ограниченных (экономических) ресурсов, допускающими их альтернативное использование, и конкуренции.

        В каждую эпоху: а) была своя экономика и свои экономические учения; б) решались свои задачи; в) реализовывались свои цели, исходящие из своего видения идеалов. Как следствие, в разных эпохах менялся предмет экономических учений: первоначально это было «богатство», потом ― «производство», на рубеже XIXXX вв. ― «обмен» и «предельные величины». Сегодня доминируют экономические концепции, изучающие процессы поиска путей оптимального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения беспредельных потребностей человека.

        За всю историю человечества экономическая теория прошла три этапа, что связано с расширением объема знаний и хозяйственных практик, с формированием различных взглядов: I этап «экономика», или эпоха дорыночной экономики (Древний мир и Средние века; конец эпохи ― разрушение феодального строя), II этап ― «политическая экономия», или эпоха нерегулируемой рыночной экономики с XVII в. по 30-е годы XX века («дикий капитализм», или период так называемого первоначального накопления капитала, функционировавший на принципе: «выживает сильнейший») и III этап ― «экономикс», или эпоха социально-ориентированной экономики (с 60-х годов XIX века по н/в).

        I этап

        Древний Рим (IIIII вв. до н.э.): а) доминирующая роль государства; б) господство натурального хозяйства; в) господство принципа: «сохраняй свое и не допускай чужого»; г) первые «экономические учения»: • списки должников; • запрет на накопление богатства.

        NB! Богатствоэто такой запас (неважно, чего), который, если его тратить, возобновляется и при этом еще с добавкой (с придачей, с избытком, с прибылью). Другими словами, сегодня под общественным богатством в экономической науке понимается все то, что люди ценят, все, что для них имеет значение. Это не только товары, услуги, природные ресурсы и экология, но и способности человека, его знания, опыт, свободное время, качество жизни. Категория общественного богатства важна для экономической науки уже потому, что в качестве предмета экономической теории данную категорию, начиная с XVII века, рассматривали все школы экономики: а) в центре исследования меркантилистов и физиократов был способ или механизм максимизации общественного богатства и факторы его роста; б) основоположники современной экономической мысли, представители классической школы изучали, каким образом индивид максимизирует свое богатство, приумножая тем самым богатства общество; в) у неоклассиков центр внимания сместился к поиску и исследованию условий максимизации богатства, условий равновесия на микроуровне.

        Вавилонская цивилизация: законы царя Хамурапи, которые: а) регулировали договорные отношения между людьми; б) впервые в истории человечестваопределяли процесс или срок на ссуду, то есть, говоря современным экономическим языком, платность, возвратность и срочность ссуды/кредита; в) приоритет натурального хозяйства.

        Китай времен конфуцианства (IXV вв. до н.э.) ― учения о государственном устройстве: доминирование предков (традиций) в ведении натурального хозяйства над ремеслом и торговлей.

        Древняя Греция: хозяйственная жизнь велась вокруг полисов ― городских поселений.

        Ксенофонт

        (430―355 гг. до н.э.)

        Платон

        (428/427 ―348/347 гг. до н.э.)

        Аристотель

        (384―322 гг. до н.э.)

        • Автор понятия Экономика ― науки о ведении домашнего хозяйства (от греческого сочетания «ойкос» ― дом, хозяйство, «номос» ― правило, закон);

        • предметом изучения являются: домашнее хозяйство, способы его увеличения путем получения доходов умения его разумного использования;

        • вся хозяйственная деятельность делится на умственную (созерцание) и физическую;

        деньги ― продукт социального согласия между людьми (договор)

        Благо ― сверхреальная сущность;

        • «Толчок» (то есть механизм первоначала) приводит в действие жизнь людей.

        Предмет изучения в трудах Аристотеля приобретает определенную систематизацию. Создаваемое людьми богатство он делит две формы: совокупность потребительских стоимостей и деньги. Соответственно, хозяйственная деятельность по созданию богатства подразделяется им на две области:

        1) экономика ― позитивно оцениваемая деятельность людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле; размеры создаваемого здесь богатства ограничены естественными потребностями человека;

        2) хрематистика ― негативно оцениваемая деятельность людей в сфере крупных торговых сделок с целью спекуляции и ростовщичества; размеры создаваемых здесь богатств неограниченны.

        Эпоха Средневековья (IVXIV вв.) в западноевропейских странах в экономическом контексте характеризуется:

        1. ростом городов, в которых развивалось ремесло и торговля;

        2. ослаблением роли государства, так как главным землевладельцем (собственником) была церковь.

        Итальянский монах Фома Аквинский (1225―1274) предметом экономической мысли рассматривал религиозно-этические аспекты экономических проблем с опорой на такие категории как «богатство», «обмен», «справедливые цены», «торговая прибыль», «ростовщический процент».

        Например, он утверждал, что:

        а) по заповеди Бога есть умственный труд ― «думать» и физический труд ― «пахать»;

        б) цена товара, то есть то, где заложены «полезная» стоимость и меновая стоимость, равна издержкам, а обмен не бывает справедливым.

        На фоне одобрения ростовщичества, крупную торговлю, ссудные операции относил к грешным явлениям.

        II этап

        Капитализм стал зарождался в недрах Средневековья, с момента «огораживания» в Англии (XVI в.), и становился вплоть до Великой Французской революции 1789 г. и ликвидации последнего мануфактурного цеха в 1798 г. Для понимания эволюции экономической теории важно помнить, что в это время основным собственником богатства были сначала купцы, идеологию которых теоретически закрепил ранний меркантилизм, а потом владельцы фабрик и заводов ― собственники промышленного капитала в его широком смысле понимания, выразителем интересов которых первоначально выступал уже поздний меркантилизм.

        Политическая экономия ― фундаментальная экономическая наука, изучающая методологию и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

        Метод ― способ достижения цели для решения конкретной задачи; образ действия; совокупность приемов практического или теоретического познания (освоения) действительности; в философии ― способ построения и обоснования системы философского знания.

        Методика ― совокупность способов и приемов целесообразного проведения какой-либо работы.

        Методология ― (метод + …логия) – 1) учение о научных способах познания; 2) совокупность методов какой-либо науки.

        В различных школах экономической мысли, развивавшихся на принципах политической экономии, имелась своя специфика.

        А) Меркантилизм (от итальянского «мерканте» ― торговец, купец) ― экономическое течение периода зарождения рыночных экономических отношений, представители которого теоретически обосновывали принцип накопления капитала в эпоху колониальных завоеваний (XVIXVIII вв.).

        Т. Мэн (1571 ― 1641, Англия), член совета директоров Ост-Индской торговой компании, автор книги «Богатство Англии ― во внешней торговле».

        А. де Монкретьен (1575 ― 1621, Франция), автор книги «Трактат политической экономии» (1615). Ввел в научный оборот термин «политическая экономия» и новое название науки, остававшееся безальтернативным вплоть до начала ХХ в.

        Предмет экономической мысли ― государственная система, задача которой ― координация и регулирование хозяйственной жизни (прежде всего ― в области торговли).

        Важнейшая задача государства ― протекционизм ― регулирующая политика правительства, которая направлена на защиту отечественных предпринимателей от конкурентной иностранной продукции.

        В своем развитии меркантилизм прошел два этапа. Основным критерием такого деления является «обоснование» путей (средств) достижения активного торгового баланса, то есть положительного (активного) сальдо во внешней торговле ― превышения вывоза (экспорта) над ввозом (импортом) товаров и услуг:

        ранний меркантилизм, время сторонников денежного баланса, сводивших богатство общества к накоплению золота и серебра, выступая против вывоза их из страны. Доминирование идеи «денежного баланса» следует увязывать с особенностями времени апогея раннего меркантилизма: для середины XYI в. характерным было слабая развитость торговых связей между странами, а также всемерное ограничение импорта товаров. Как следствие, идеологию меркантилистов легче всего понять, представив принципы средневекового городского хозяйства перенесенными на уровень целой страны.

        В основе идеологии раннего меркантилизма лежали следующие предпосылки: 1) богатство создается трудом, но выражается в золоте и серебре; 2) конкуренция вредна, ее нужно избегать и предотвращать; 3) государственная власть должна обеспечивать монополии отечественных коммерсантов внутри страны и на внешних рынках; 4) понятие труда было предельно широким и включало деятельность ремесленников, купцов, лавочников, приказчиков и промышленных предприятий; 5) внутри государства главенствовал принцип удержания заработной платы на низком уровне, а целью международной торговли объявлялось закупка дешевого сырья для своих внутренних нужд. Внутри страны государство для реализации названного располагало такими средствами, как законодательство, полиция и таможня;

        поздний меркантилизм, время сторонников системы торгового баланса, допускавших вывоз драгоценных металлов, если в целом в торговле достигается положительное сальдо. Они выступали за промышленную переработку сырья и использование выгод транзитной торговли. Их взгляды уже отражают интересы не только купеческого, но и промышленного капитала. Эволюцию взглядов меркантилистов необходимо увязывать с установлением в XYII столетии регулярного характера торговли между странами как следствия завершения «эпохи великих географических открытий».

        Главная заслуга первой школы экономики ― впервые была предпринята попытка осмысления общеэкономических задач на уровне национальной экономики (макроэкономики). Так, например, ими были сформулированы следующие экономические закономерности: а) стоимость денег обратно пропорциональна их количеству; б) уровень цен находится в прямых отношениях с их количеством.

        Б) Школа физиократов (фр. physiocrates< др.-греч. физиос ― природа + кратос ― власть, могущество) (XVIII в., Франция) предмет экономики видела в ее реальном секторе ― производстве.

        Ф. Кенэ (1694―1774, Франция), автор Экономической таблицы, наглядно отражающей взаимосвязи продуктовых потоков в обществе, в которой он первым среди экономистов предпринял первую попытку макроанализа.

        А. Тюрго (1727 – 1781, Франция), генеральный контролер финансов, реформатор. Стремился к либерализации экономики страны.

        Основной принцип школы ― «природа ― мать богатства»: единственным источником богатства в обществе является природа, поэтому основной отраслью экономики выступает сельское хозяйство (не следует забывать, что господствующей отраслью во Франции в это время было земледелие).

        Предмет экономической мысли ― происхождение богатства, закономерности его роста и распределения:

        ― анализ экономики на основе естественного (то есть близкого принципам природной системы) порядка;

        ― труд земледельца как единственный источник всякого богатства;

        ― кругооборот в хозяйственной жизни.

        В) Классическая политическая экономия (XVIIIXIX вв.) ― наука о проблемах экономического развития общества и повышении его благосостояния в нерегулируемой экономике.

        С трудов классической школы началась политическая экономия как наука.

        У. Петти (1623―1687, Англия), первый профессиональный экономист, для которого экономическое познание представляло самостоятельный интерес, а не как средство решения конкретных практических вопросов; родоначальник трудовой теории стоимости, считавший источником богатства сферу производства.

        А. Смит (1723―1790, Англия), «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776);

        Д. Рикардо (1772―1823, Англия), «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). Впервые им в анализ понятия «стоимость товара» были включены такие составляющие как «редкость товара», «налогообложение» и «общественно-необходимые затраты труда (ОНЗТ)»;

        Ж.Б. Сэй (1767―1832, Франция), один из авторов трехфакторной концепции производства;

        Дж.Ст. Милль (1806―1873, Англия), «Основы политической экономии» (1848). Синтезатор идей классической школы.

        Основной принцип школы ― «природа ― мать богатства, а труд ― его отец», на базе которого:

        приоритетным полем исследования является сфера производства;

        ― умеренное следование идее laissez faire ― самому крайнему варианту либерализма: никакого вмешательства государства;

        в экономическую теорию А. Смитом введены понятия:

        «экономический человек» ― «это человек, который понимает, что ему ничего не дается даром, но и сам ничего не делает даром»;

        «невидимая рука рынка» ― сила, которая приводит рынок в равновесное состояние;

        «позитивная (то есть безоценочная) экономическая теория»,

        «нормативная (то есть предполагающая оценку, понятие должного) экономическая теория»;

        ― представлены: а) теория разделения труда; б) теория абсолютных и относительных преимуществ в мировой торговле; в) проблема стоимости товара и движения уровня цен/проблема отношения (равновесия) между спросом и предложением, их динамика; г) теория производительности труда; д) теория денег и денежного обращения; е) теория доходов факторов производства (заработная плата ― у собственника фактора «труд», процент ― у собственника фактора «капитал», рента ― у собственника фактора «земля»); ж) теория капитала; з) теория воспроизводства.

        Г) Историческая школа (XIX в., Германия, Россия и др.) ― экономическая наука о развитии производительных сил с учетом социально-экономических особенностей каждой страны.

        Ф. Лист (1789―1846, Германия): в своем труде «Национальная система политической экономии» Ф. Лист пришел к выводу, что «экономическое воспитание нации важнее непосредственного производства материальных ценностей».

        Представители исторической школы (в противоположность «космополитической» теории А. Смита ― Д. Риккардо) обосновывали положение об активной экономической политике государства, заложив тем самым первые основы теории экономической политики, а также разработали концепцию стадийного экономического развития.

        Д) Марксизм ― наиболее развитое социальное учение XIX в.

        К. Маркс (1818―1883, Германия), «Капитал» (1867);

        Ф. Энгельс (1820―1895, Германия), «Анти-Дюринг» (1878);

        В. И. Ленин (1870―1924, Россия, СССР), «Развитие капитализма в России» (1889), «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1915);

        Н. И. Бухарин (1888―1938, Россия, СССР), «Мировое хозяйство и империализм» (1918), «Политическая экономия рантье» (1919), «Экономика переходного периода» (1920).

        Экономическая наука (политическая экономия) ― учение о производственных (то есть социально-экономических) отношениях, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

        Содержание производственных отношений в классовом, антагонистическом обществе заключается в эксплуатации предпринимателями труда наемных работников благодаря неоплаченной доли труда, производимого в «прибавочное рабочее время».

        Экономическая жизнь кристаллизуется в экономических законах. Их изучение ― задача политической экономии.

        Таким образом, в эпоху политической экономии: 1) приоритетным полем исследования становится и остается сфера производства; 2) роль богатства «переходит» к труду и земле.

        Параллельно с эволюцией экономической теорией развивалась мысль утопическая.

        Нигдения ― так можно перевести слово утопия. Первейшие различия между экономической мыслью, имеющей целью познание жизни ради практического использования его результатами, и утопической мыслью, имеющей целью непосредственно практику, минуя стадию познания мира, и часто предполагая эту стадию уже пройденной, таковы:

        ― как правило, именно автор очередного утопического проекта, или модели, считал себя тем человеком, кто уже познал все, что нужно для практики; мысль утописта принципиально охватывает все стороны жизни людей, все сферы, грани, моменты общественного устройства (хотя и не всегда одинаково детально их охватывает)/мысль экономиста направлена на какую-нибудь одну сторону (или часть, или грань, или момент) действительности ― притом не всей, а лишь экономической ее сферы;

        Идея «золотого века», когда все люди живут в счастье и довольстве, без постоянной заботы о хлебе насущном, нужды и тяжкого труда, когда нет насилия, убийств и угнетения, когда во всем царят справедливость и порядок, ― эта идея известна в европейской культуре с незапамятных времен. В древней Греции считали, что эпоха «золотого века» была в прошлом на заре жизни человечества ― что-то похожее на библейский рай Адама и Евы.

        Вместе с иудео-христианским направлением у истоков утопической мысли стоит великий древнегреческий философ Платон с его широкомасштабным планом устройства идеального государства, представленного в диалогах «Государство», «Законы».

        Платон стал родоначальником так называемых политических утопий, авторы которых не связывают реализацию идеального общества с историческим процессом: по убеждению авторов, в основе такого общества лежат несколько простых и здравых принципов, легкоосуществимых хоть завтра, если бы нашелся желающий этого государь или община (город, страна). Именно к ним следует относить большинство моделей Нового времени, начиная с «Утопии» Томаса Мора (1478―1535), которая вышла в 1516 году.

        • Если в государстве Платона целью была абстрактная справедливость, то у Мора целью является справедливость экономическая.

        Как часто бывало после Платона, книга Мора написана в форме диалога. Бывалый моряк Гитлодей (в переводе с греческого «гитлос» означает «пустая болтовня») рассказывает Мору (автор сделал себя персонажем книги) о том, что он видел на острове Утопия недалеко от Америки. Мор-персонаж то недоумевает, то просит уточнить или пояснить нечто в рассказе моряка. Таким образом и складывается картина жизни в этом «образцовом» государстве.

        Разговор начинается с хозяйственных неурядиц Англии ― обеднения рабочих, бедствий крестьян, изгоняемых с земли, массового нищенства, алчности богатых, всевозможных грабежей, краж и т.п. Тогда Гитлодей и говорит, что на острове Утопия ничего подобного нет. Удивленным собеседникам он рассказывает: там просто нет частной собственности, поэтому нет и связанных с нею преступлений. Затем следуют дальнейшие описания.

        Раз нет частной собственности, значит, все продукты труда идут в общий котел, откуда всем раздаются поровну. Мор-персонаж возражает: без частной собственности и с общим котлом исчезает стимул к труду, к напряжению в работе. В ответ он услышал, что на Утопии все это предусмотрено: труд там обязателен, работа строго организована и ведется по плану, каждому поручен определенный вид труда (это передается по наследству), дается задание и проверяется выполнение. Для контроля учреждено особое сословие «сифогрантов». Шестичасового рабочего дня достаточно, чтобы создать изобилие продуктов.

        Возникает вопрос: если люди удовлетворяют свои потребности из общего котла, хватит ли его содержимого ― ведь потребности людей безграничны? Оказывается, и это предусмотрено. Установлены перечень «справедливых потребностей» и нормы потребления, то есть дневной паек. Тяжелые и вредные работы выполняются рабами или наемниками из соседних стран.

        Женщины на Утопии уравнены с мужчинами во всех правах и обязанностях. Но семья не уничтожена, и дети принадлежат родителям.

        На Утопии все-таки есть некоторые свободы: нет обязательной военной службы, есть свобода совести и есть всеобщие выборы должностных лиц.

        Томазо Кампанелла (1568―1639) был итальянским монахом-доминиканцем. Его политическая утопия «Город Солнца» была написан в Неаполе в 1611 году, а напечатана в 1623 году во Франфурте-на-Майне. Она еще ближе к утопии Платона, особенно отсутствием свобод, даже тех, что существовали на острове Утопия.

        «Город Солнце» ― это теократия, соединение духовной и светской властей. Глава государства ― первосвященник, он же Метафизик. У него три заместителя: Пон ведает военными делами, Син ― духовной сферой, Мор ― материальным производством и приростом населения.

        Военная служба обязательна для мужчин и женщин, во всем уравненных (конечно же!) с мужчинами.

        Обучение детей так хорошо поставлено, что к десяти годам ребенок постигает все науки. Этому помогает то обстоятельство, что в стране имеется лишь один учебник, он называется «Мудрость» и содержит краткое и доступное изложение всех наук, объединенное философской системой самого Кампанеллы, продуманной как окончательная истина на все времена. Потому что все другие научные исследования бесполезны и невозможны.

        В Городе Солнца все общее. Имущество, жилища, жены, дети ― все принадлежит всему народу. Спаривание людей для воспроизведения потомства осуществляется по строгим правилам и точному расписанию, за чем следят врач и астролог. Все жители независимо от пола и возраста одеты в одежду одного цвета и покроя.

        Город Солнца Кампанеллы ― вовсе не солнечный город. Это тусклое и тоскливое царство тирана, соединяющего светскую и духовную власти и называемого Солнцем. (И этот момент также существовал в истории: один из титулов Мао был «самое красное Солнце. Ким Ир Сена на родине называли «Солнце нации»).

        • Книга Кампанеллы произвела сильное впечатление и не осталась без последствий. Кальвинский пастор Иоганн Валентин Андреэ, живший в то же время, написал книгу «Христианполь». Это был протестантский вариант «Города Солнца». Поэтому там нет Метафизика (папы), а все три министра женаты. Один из них, первосвященник женат на Совести, главный судья ― на Мудрости, министр просвещения ― на Истине.

        Другим следствием утопии Кампанеллы было коммунистическое государство иезуитов в Парагвае (1638―1773 гг.). Жизнеспособность этого государства объясняется тем, что объектом эксперимента было первобытное племя индейцев (гуарани). Здесь почти все было, как у Платона и Кампанеллы (сохранены были только брак и семья). Учитывая уровень запросов первобытного человека, можно понять, почему в этой стране не было проблемы Мора: индейцы могли получать с общих складов ― каждому по потребности.

        А вот с трудом «от каждого по способностям» было сложнее. Как только патер отлучался с поля, его паства тут же бросала работать, рубила плуг на дрова, резала быка на шашлык и тут же устраивала пикник. Так выявляется наивная ошибка у всех коммунистических утопистов: полагая что, уничтожив частную собственность, они почему-то не могли представить себе кражу из общего котла. Между тем нигде и никогда казнокрадство и коррупция не приобретали столь гигантских масштабов, как в обществах без частной собственности.

        Сен-Симон (1760―1825 гг.), в отличие от предшествующего утопизма, использовал в своих трудах эволюционно-исторический подход.

        По теории Сен-Симона человечество проходит в своем развитии такие эпохи: рабовладельческую, феодальную и промышленную. Развитие общества осуществляется в результате взаимодействия двух процессов: развития знаний и развития хозяйства. В каждом из этих процессов происходит внутренняя борьба: в первом ― между идеологиями, во втором ― между классами, претендующими на власть. Сложное переплетение всех этих взаимодействий периодически изменяет состояние общества. Каждая формация проходит поэтому через две стадии: органическую, когда все в равновесии, и критическую, когда что-то нарушает прежнее равновесие. Этим «что-то» может быть научная революция либо изменение в расстановке классовых сил.

        В органической фазе у власти класс, имеющий наибольшее хозяйственное значение. Но вот вырастает экономическая сила другого класса, который заявляет свои претензии на власть. Классовая борьба выливается в политическую революцию. В результате появляется новая общественная формация.

        По учению Сен-Симона, будущее принадлежит промышленному классу (это предприниматели и рабочие в союзе с учеными).

        В каждой формации имеет место эксплуатация человека человеком. Только промышленный режим покончит с ней. Здесь все производство будет идти по плану. Стихию рынка и конкуренцию заменит ассоциация. Трудиться все будут обязаны ― это называется право на труд. Будет господствовать принцип: «от каждого ― по способности, каждой способности ― по ее делам». Сен-Симон называл это «перенести земной рай из прошлого в будущее».

        NB! Сен-Симон первым среди утопистов высказал идею о том, что для создания справедливого общества недостаточно изменить только материальные условия жизни, а начинать надо с духовного перевоспитания людей.

        • Странна и причудлива фигура Шарля Фурье (1772―1837). С одной стороны, некоторые его идеи оказались настолько удачными, что дали толчок к образованию новых форм жизни и труда (кооперация, разного рода рабочие товарищества). С другой стороны, ни один из утопистов не обладал столь буйной фантазией и никто не писал столько смешного и наивного вздора, местами напоминающего бред сумасшедшего.

        Вот вещи, которые Фурье не переносил органически: насилие, торговля, финансы. Революцию он считал средством «ограбить богатых, чтобы обогатить интриганов». Такие явления, как банковская деятельность, спекуляция, банкротства, ажиотаж на рынке и т.п. он назвал преступлениями коммерции. В режиме свободной конкуренции Фурье видел одно только разрушительное начало. Но и монополизм он бичевал нещадно.

        «Надо любить работу, говорят наши мудрецы. Э! Чего ради ее любить? Что дает она девяти десятым цивилизованных, кроме скуки и непричастности к прибылям?! Поэтому-то богатые и не хотят трудиться, оставляя для себя только наиболее легкий и выгодный труд по управлению делами. Если даже богатые не любят труда, то как заставить бедных полюбить его? ― писал Фурье. ― Чтобы сделать жизнь счастливой, надо, чтобы радостным стал труд, в котором мы проводим большую часть своей жизни… Если орудия, обстановка бедны, отвратительны, то как возбудить влечение к труду?»

        Лишь в XX веке эта задача была повсеместно осознана как важная. Возникли такие явления, как эргономика ― производственный дизайн, методы организации труда, снижающие утомленность организма.

        Опередивший свое время в постановке задачи, Фурье не смог предвидеть правильных ее решений. Его идеи тянут назад на целые эры: «Если, например, для выполнения данной работы одному садовнику надо употребить 50 часов, то поставьте на работу 50 человек, и они сделают эту работу в течение одного часа, и каждый из них сумеет в течение 50 часов участвовать не в одной, а в 50 работах».

        Речь идет не об уборке территории, а обо всей работе садовника, и не о субботнике, а о повседневном труде товарищества. Фурье не понимал, видимо, что такое специализация, квалификация, умение, навык, профессиональные приемы и секреты мастерства. Невозможно представить себе, чтобы каждый из 50 человек в совершенстве владел пятью десятками профессий. Поэтому можно вообразить, на что через час был бы похож сад, по которому прошлись 50 лихачей без понятия об особенностях растений и метода ухода за ними.

        Данный подход унаследовали марксисты, начиная с самого учителя. Они же заимствовали и исказили замечательные предвидения Фурье об уничтожении противоположности между умственным и физическим трудом, об общественных фондах потребления и др. Они пренебрегли другой идеей Фурье: о трудовых акциях и распределении прибыли между рабочими. Зато эта идея нашла воплощение в странах, не принявших марксизм.

        NB! Проблему частной собственности Фурье решал способом, непохожим на идеи других утопистов. Собственность обобществляется в масштабах не государства, а трудового товарищества. Таким образом, она остается частной, (негосударственной), но не личной.

        Подобным же образом Фурье мечтал перестроить все начала жизни в обществе. Роль государства исчезающее мала. Люди объединяются в коллективы (примерно по 1 или 2 тыс. человек). В одних работах Фурье эти коллективы называет сериями, в других ― фаланстерами (фалангами). Фалангисты все делают вместе ― живут, работают, развлекаются, обеспечивают детей и нетрудоспособных, владеют собственностью (Фурье продумал до мельчайших деталей все стороны жизни фаланстера ― труд, отдых, секс, уход за детьми, воспитание, быт и пр.). В изуродованном виде эта идея стала колхозами в СССР, Но опыт израильских кибуцев показал, что такая форма жизни может быть и жизнеспособной, и эффективной, хотя не все детали по Фурье оказались уместными.

        NB! Можно сказать, что Фурье решил проблему, которая оказалась не по зубам всем утопистам, начиная с Платона (кроме Сен-Симона, который такую задачу не ставил). Чтобы установить справедливость (счастье), утописты так или иначе хотели упразднить частную собственность и связанные с нею эгоизм, зависть, воровство и т.д. Но всякий раз здравый смысл подсказывал, что дело это непростое. И всякий раз, начиная со справедливости, кончали госпринуждением и госконтролем. Всякий раз совершенное общество оказывалось полицейским государством.

        Фурье удалось найти выход из этого тупика, пожертвовав государственным началом в организации общества. Поэтому его модель справедливо называют анархической. Именно Фурье является одним из первых учителей последующих теоретиков анархизма ― Прудона, Бакунина, Кропоткина.

        «Устройство коммунистических поселений будет до тех пор неудачным, пока не удастся создать иные нравы; несравненно важнее влиять на людей духовным путем, чем менять сразу практические условия их жизни». Так подытожил свой многолетний теоретический и практический опыт замечательный человек, современник Сен-Симон и Фурье и в каком-то смысле единомышленник Роберт Оуэн (1771―1858).

        Оуэн тоже пытался создать коммунистическое поселение в Америке. И оно тоже обанкротилось. Но было это в 1825 г. А до этого Оуэну удалось осуществить удивительный социальный эксперимент в Нью-Ленарке (Шотландия).

        Оуэн начал свой эксперимент, преследуя определенные идеи. Главной из них была мысль о решающем влиянии среды на формирование характера человека. Но слово среда здесь нужно понимать не только как материальные условия и государственное законодательство. Среда в понятии Оуэна это весь спектр условий жизни человека: от материальных условий до нравственного климата.

        Но ведь нравственный климат в обществе как раз и определяется характерами составляющих его людей. Может ли сформироваться «хорошая» нравственная обстановка в коллективе «плохих» характеров? На этот воображаемый вопрос Оуэн отвечает решительным «да».

        Суть идеи Оуэна ― воспитание людей. Необходим просвещенный и гуманный руководитель, чтобы взять на себя такую педагогическую задачу.

        В 1800 г. Оуэн становится совладельцем ранее созданного другими прядильно-ткацкого предприятия в Шотландии. Предприятие было расположено в долине, удаленной от городов. Там было четыре фабрики, заводик по производству прядильных станков, сельскохозяйственная ферма и жилой поселок Нью-Ленарк. Изолированность поселения обеспечивала чистоту эксперимента. Жили и работали в Нью-Ленарке в основном выходцы из горных районов. Переход от патриархальной организации и сельского быта к фабричному образу жизни вызвал разрыв привычных связей и утрату прежних моральных норм общения. Здесь царили разнузданность, расхлябанность, своеволие и беспорядок. Общая численность населения поселка колебалась вокруг двух тысяч человек.

        В то время как все другие совладельцы жили в городах, не принимая участия в управлении предприятием, Оуэн поселился в Нью-Ленарке и взял на себя функции менеджера. Два года ушло на приведение в порядок экономики предприятия, пока оно не стало устойчиво производительным и высокорентабельным.

        В 1802 г. Оуэн переходит к решению социальных задач. Он заменяет весь обслуживающий персонал и добивается преданности общему делу и слаженной работе. Он формирует возле себя немногочисленный актив из поверивших в него толковых и авторитетных рабочих. И начинает принуждать всех к дисциплине, чистоте, порядку, организованности. Принуждение сопровождалось разъяснительной работой, нацеленной на воспитание сознательности. Рабочие осознали свое благо в том новом порядке, который им навязывался, и стали поддерживать его добровольно. Все это похоже на то, что в 20-е годы XX в. делал А.С. Макаренко, описавший свой опыт в книге «Педагогическая поэма».

        Воровство и другие аморальные поступки наказывались только мерами административного и моральными. Так, провинившиеся подлежали публичному обсуждению и моральному осуждению. Никаких карательных мер не применялось принципиально.

        Конечно, на первых порах Оуэн столкнулся с сильным противодействием снизу. Сказывалась и привычка к общему раздраю, и сильное недоверие к «начальству». Понадобились бесконечная выдержка, терпение и неизменная благожелательность хозяина. Это была кропотливая повседневная работа.

        Одновременно создавалась система детских садов, школ для детей и взрослых, культурный центр с библиотекой, служба санитарного надзора, основы потребительской кооперации, социального обеспечения и страхования. Постоянно работала народная дружина по охране порядка. Все это нужно было изобрести и продумать, потому что все эти вещи были невиданными в те времена.

        Через пять лет (в 1807 г.), когда Оуэн выплатил всем полную зарплату за несколько месяцев вынужденного простоя (тогда был хлопковый кризис), произошел окончательный перелом в сознании рабочих. Они в массе поверили в него. В коллективе стало формироваться чувство общности и гордости за свое предприятие. Все большую роль стали играть такие вещи, как организационная и социальная активность рабочих, элементы самоуправления.

        За десять лет от начала работы были изжиты воровство, драки, пьянство, сексуальная распущенность, расхлябанность в труде, национально-религиозная рознь и другие негативные явления. Обычным делом стали порядок, трудолюбие, терпимость, взаимопомощь. Поселок стал ухоженным, чистым, красивым. Реальный доход на душу населения был гораздо выше, чем на других предприятиях. В 1816 г. рабочий день с обычных по тем временам 16 часов был сокращен до 10,5.

        Эксперимент удался блестяще. Однако все пошло прахом, когда возник конфликт с совладельцами и Оуэн был вынужден покинуть Нью―Ленарк. Тогда обнаружилось, что «микроклимат» этой общины в решающей степени держался на личности Оуэна. Возможно, ему не хватило времени, чтобы перевести весь строй жизни поселения в навык, то есть в автоматический режим. Может быть, это произошло бы при втором поколении, родившемся и выросшем в Нью―Ленарке. Но не следует упускать из виду, что это был новаторский остров в океане рутины. И для самого Оуэна Нью―Ленарк был лишь опытным полигоном для испытания своих идей, которые он предполагал распространить на всю страну и затем на человечество в целом.

        Дальнейшая внутренняя эволюция Оуэна сделала его проповедником коммунистической модели для всего мира. Он также был одним из организаторов первых британских профсоюзов.

        Оуэн очень сильно опередил свое время. Подавляющее большинство его идей, так или иначе, воплотились и стали привычными чертами жизни в XX в. В частности, можно упомянуть социальную инженерию и патернализм (имеется в виду, что хозяин фирмы и ее работники находятся в отношениях, напоминающих отношения между патером (отцом) и его детьми. Он лучше их знает, что им нужно). Исторический опыт показал, что для этого требуется определенный прогресс как в материальном производстве, так и в общественном сознании. Несмотря на большую популярность идей Оуэна в его время и множество попыток (более или менее удачных) повторить его опыт, в середине XIX в. человечество оказалось еще к ним неподготовленным.

        Утопизм Оуэна заключается не в том, что его идеи неосуществимы, а в попытках ускорить их осуществление. Но это стало ясно лишь спустя сто и больше лет. Однако без Оуэна, без его мечты и страстной пропаганды нынешние сдвиги, возможно, произошли бы еще позже.

        III этап

        Экономикс:

        1) наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления;

        2) исследование эффективности использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

        К ведущим направлениям «Экономикс» относятся:

          • Маржинализм ― теория, которая объясняет экономические процессы и явления, опираясь на предельные, или маржинальные приростные величины или состояние.

          Первый этап «маржинальной революции» на рубеже XIXXX вв. связан с австрийской школой (К. Менгер (1840―1921, Австрия), «Основы учения о народном хозяйстве» (1871); Ф. фон Визер (1851―1926, Австрия), «Теория общественного хозяйства»; О. фон Бем-Баверк (1851―1914, Австрия), «Основы теории ценности хозяйственных благ»), привнесшей в экономическую теорию субъективно-психологическое направление, а именно ― изучение экономической действительности через ее восприятие человеком (теория предельной полезности, теория ожидания). Как следствие, приоритетным полем исследования становится уже не производство, а сфера потребления.

          Второй этап «маржинальной революции» представлен неоклассическим направлением экономической мысли, родоначальником которого был А. Маршалл.

          Обоснование изменения названия экономической науки с «политическая экономия» на «экономикс» Альфред Маршалл (1842―1924) в главном своем труде «Принципы «Экономикс» связал с изменением самого предмета экономического исследования: экономическая жизнь общества должна рассматриваться вне политического контекста, вне вмешательства государства в экономику. Механизм рыночной экономики изучается сначала на микроуровне, а затем ― на макроуровне. Предмет и метод Маршалла характеризует сформулированное им положение о том, что экономическая наука ― это не совокупность конкретных истин, а лишь орудие для открытия конкретной истины. Вместе с тем А. Маршалл считал, что экономическая наука исследует экономические аспекты и условия политической, общественной и личной жизни человека и поэтому термин «экономикс» гораздо шире термина «политическая экономия». Метод А. Маршалла включает, в том числе построение математических и графических моделей, отражающих сущность изучаемых явлений, позволяющих выявлять свойственные им количественные закономерности. А. Маршалл отмечал, что предпринимается попытка внести в анализ экономических явлений «те методы науки о малых приращениях, которым человек прямо или косвенно обязан преобладающей долей своего господства над природой».

          Основная идея маржинализма (маржинальной экономической теории) ― учение о принципах, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких (экономических) ресурсов для удовлетворения потребностей. Сторонники маржинализма внесли существенный вклад в экономическую теорию благодаря разработке следующих концепций и проблем: а) концепции равновесия спроса и предложения, или теории формирования равновесной цены; б) концепции эластичности; в) концепции макроэкономического равновесия; г) теории совершенной и несовершенной конкуренции; д) классификации доходов общества по видам (заработная плата, процент и прибыль); е) концепции общественной маржинальной (максимальной) полезности, или «Оптимуму по Парето»; ж) формированию вывода о том, что активность институтов государства оказывает отрицательное воздействие на рыночную систему.

          К разновидностям неоклассического направления экономической мысли как второго этапа «маржинальной революции» (XIXXX вв.) относятся:

            • Кейнсианство (Джон Мейнард Кейнс (1883―1945), Пол Самюэльсон (Самуэльсон) (1915―2009) и др.) ― 1) теория государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики; 2) экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса. Принцип ограниченности ресурсов уступает место анализу проблемы безработицы и недоиспользования мощностей в условиях депрессии.

            • Монетаризм (Милтон Фридман (1912―2009) и др.) ― экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, согласно которой определяющую роль в экономических процессах, в хозяйствовании играет количество денег в обращении и связь между денежной массой и товарной. Фактически монетаристы создали новейшую количественную теорию денег, в которой в качестве главных способов воздействия на экономику рассматривается регулирование денежной массы в ее взаимосвязи с объемом производства и эмиссией (то есть выпуском денег в обращение), валютным курсом национальной денежной единицы, кредитным процентом, налоговыми ставками, таможенными тарифами.

            • Институционализм ― экономическая наука об институтах-организациях и институтах-нормах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ (Торстен Веблен (1857―1929) и др).

            Представители данного самостоятельного направления экономической науки, появившейся в конце XIX ― начале XX вв., к «институтам» относили:

            1) к институтам-организациям ― государство и разнообразные его организации: профсоюзы, семья, образовательные и научные учреждения, корпорации, политические партии, общественные организации и др.;

            2) к институтам-нормам ― узаконенные или общепринятые «правила игры» управляющие действиями и поведением индивида, групп индивидов, общества, человечества. Исторически и наиболее оправдавшая себя всеобщая институциональная форма ― Закон;

            3) категории, которые отражают базовые отношения, лежащие в основе экономической и политической организации общества, ― отношения собственности на средства производства, систему денежного обращения и др.

            Делая все эти категории и явления объектом анализа, институционалисты стремились расширить предмет экономической науки. Они предполагали, что человек является не просто экономической «машиной», выбирающей наилучшие с этой точки зрения решения, его поведение определяется воздействием всех «институтов». В развитии институционализма выделяют три основных направления: 1) социально-психологическое; 2) социально-правовое; 3) прогностическое (обновленное). Институционализм основан на методологических достижениях предшествующих школ, а именно на математике и математическом аппарате (выявлений тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка).

            Таким образом:

            С точки зрения выделения двух крайних зон в спектре политических сил консервативно-охранительной, или правой и, соответственно, преобразующе- радикальной, или левой, экономические школы и течения можно классифицировать следующим образом:

            Правое направление

            Левое направление

            Физиократы; Классическая школа; Австрийская школа; Маржинализм; Монетаризм; Неоклассический синтез

            Меркантилисты; Историческая школа» Марксизм; Институционализм; Неоинституционализм; Кейнсианство; Неолиберализм.

            Для эффективного развития экономики последней небезразлично, какая культура транслируется ее субъектами (домашними хозяйствами, фирмами и государством).

            Экономическая культура обществаэто система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

            Экономическая культура предполагает:

            ― уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

            ― непринятие настроение уравниловки;

            ― создание и развитие социальной среды для предпринимательства и др.

            Экономическая культура личности это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

            В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

            Основой экономической культуры личности является со-знание. Экономические знания совокупность экономических представлений о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

            Экономическое мышление позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

            Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементов экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребность, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.

            Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности. По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры личности (см. Тема 5 «Экономика потребителя»).

            Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что со времен Аристотеля и до наших дней теория и практика экономики пытаются ответить на три вопроса экономики:

              • Что следует производить из ограниченных ресурсов и в каком количестве? Другими словами, какова должна быть оптимальная структура производства.

              • Как надо производить товары или услуги, из каких ресурсов, с помощью каких технологий, какая комбинация факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей) окажется наиболее производительной? Другими словами, какова должна быть технология производства.

              Технология (от греческого tekhne, обозначавшего искусство формообразования, ремесло и loqia, означившего область познания) ― в самом широком смысле ― методы обработки, то есть изменения состава, состояния, свойства и формы природных веществ или иного сырья, полуфабрикатов для изготовления, получения необходимых средств деятельности, благ и т. п.

              Технология обозначает также и систему знаний (прикладную науку) о названных методах.

              Иначе говоря, технология ― общий термин для обозначения прежде всего процессов, с помощью которых род человеческий создает все средства для улучшения понимания материальной среды своего обитания, для усиления контроля над этой средой и более разумного управления ею. Средства могут быть информационными (идеальными), в числе которых ― научные гипотезы, теории, методики расчета и т. п., а также материальными ― орудия, приборы, системы машин.

              В антропологии технология ― корпус знаний, доступных цивилизации, используемых для формирования орудий, для реализации умений и навыков ручного труда, а также для получения и накопления различных материалов (веществ).

              Технология и культура связаны самым тесным образом, неотделимы друг от друга: технология, с одной стороны, есть продукт культурного развития, а с другой стороны она выступает как основа дальнейшего развития культуры, а также и как необходимое условие совершенствования культуры.

                • Для кого производить, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между собой? Другими словами, какова сфера потребления произведенного продукта труда.

                NB! Ответы на первый и третий вопросы экономики в своей основе востребуют философского, гуманистического, гуманитарного по своей сути образа мышления. При ответе на второй вопрос принципиальна ориентация на внедрение высокотехнологичных, ресурсосберегающих и безотходных технологий, то есть реальное желание знать и внедрять достижения естественных наук в процесс производства.

                Решение вопросов Что? Как? Для кого? каждая из экономических систем обеспечивает по-своему, о чем подробнее см. в Теме 3 «Хозяйственные системы»

                Результатом любой экономической деятельности является экономический продукт ― это то, что создается экономикой и в экономике. К разновидностям экономических продуктов относятся:

                продукция ― материально-вещественный и информационный ресурс, созданный в процессе производства;

                товар ― продукт труда, являющийся объектом купли-продажи, подлежащий обмену на другой продукт или деньги;

                работы ― виды трудовой деятельности по изготовлению, обработке и перемещению экономического продукта (например, строительные, ремонтные, уборочные, погрузочно-разгрузочные и др. работы). Сутью работ является изменение по желанию человека уже существующей вещи: стройматериалы посредством строительных работ «превращаются» в дом, радиодетали ― в телевизор, а волосы ― в прическу;

                услуги ― виды работ и действий, в которых основным полезным результатом служит сама деятельность, изменяющая качество имеющихся объектов, продуктов, то есть ― ресурсов. Главной особенностью услуг является то, что они потребляются в момент производства: спектакль, учебное занятие, услуги носильщика, водителя такси, почтальона и т.п. и т.д.

                  1.2. Методы исследования в экономической теории

                  Название метода

                  Содержание метода

                  Диалектика

                  Изучение явлений и процессов в движении и развитии (не забывая, что источником развития является противоречие с его разрешением)

                  Метод научной абстракции

                  Метод обобщающего подхода. Исключение из экономического анализа ряда не относящихся к делу фактов и обстоятельств

                  Метод экономико-математического моделирования

                  Формализованное описание различных экономических явлений с помощью математического аппарата. Цель метода:

                  а) придать экономическим рассуждениям четкость и однозначность трактовки;

                  б) упрощение представлений о взаимосвязях между экономическими переменными (представленных в качестве заданных), или параметрами, и определяемых как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами;

                  в) обеспечить использование количественных параметров в ходе анализа экономики;

                  г) создать модели, с помощью которых можно априори, то есть до опыта исследовать экономическую реальность

                  Дедукция

                  Движение от общего к частному:

                  ― от итоговых теоретических положений ― к частным аспектам теории;

                  ― от теоретических обобщений ― к реальным фактам (приводимым в порядке иллюстрации и подтверждения теоретических выводов)

                  Индукция

                  Движение от частного к общему:

                  ― построение теоретической концепции на основе использования более частных теоретических элементов;

                  ― построение теории на основе анализа конкретных фактов

                  Историзм

                  Изучение явлений и процессов в той последовательности, в которой они сменяют друг друга

                  Логический

                  Построение экономических умозаключений на основе последовательного, обоснованного рассуждения, базирующихся на использовании законов логики ― теоретического отражения реальности в соответствующих категориях и законах

                  Эмпирический

                  Построение экономических умозаключений на основе сбора и систематизации совокупности наблюдений за конкретными явлениями, процессами, фактами

                  Анализ

                  Расчленение сложного явления (комплексной проблемы) на ряд более частных составляющих элементов. Автономное рассмотрение этих элементов

                  Синтез

                  Соединение результатов анализа отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое, в комплексное понятие, в систему обобщенного вывода

                  Факторный, или функциональный анализ

                  Исследование экономического явления путем поочередного рассмотрения воздействующих на него все большего количества обстоятельств (то есть факторов). В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя факторами, при этом остальные аргументы предполагаются неизменными. Когда экономисты изображают связь между двумя переменными, они призывают себе на помощь допущение ceteris paribus, или правило «при прочих равных условиях»: они допускают, что все другие переменные, за исключением рассматриваемых в данный момент, остаются неизменными. Это происходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию ― переменную величину, зависящую от других переменных величин, всех или большинства аргументов настолько усложнило бы сам процесс познания, что он стал бы практически невозможным

                  Статистический метод

                  Опора в исследовании на обобщение статистической информации

                  Компаративный анализ

                  Метод, построенный на использовании сравнения, нахождения аналогий между различными экономическими данными, понятиями, явлениями

                  Позитивный и

                  нормативный

                  анализ

                  Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений:

                  ― «позитивная наука ― совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть;

                  нормативная или регулятивная наука… ― совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть», (Дж. М. Кейнс «Предмет и метод политической экономии»/ Цит. По: Фридман М. Методология позитивной экономической науки. THESIS. 1994. Вып. 4. С. 20).

                  В отличие от позитивной экономической теории, отвечающей на вопрос «что будет, если…», нормативная экономическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос «что должно быть?»

                  Графический

                  метод

                  Функциональные зависимости очень наглядно проявляются при использовании графических построений в рамках эконометрического моделирования экономических процессов. Эконометрика ― наука об экономических измерениях. Использование графиков позволяет представить функциональные связи, как в статике, так и в динамике, определяемой изменением различных показателей. Графический метод, используемый экономистами, имеет одну интересную особенность ― здесь независимая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) ― на оси абсцисс, что связано со сложившимися в экономической науке традициями.

                  Метод предельного анализа, или маржинальный

                  анализ

                  Предельная величина в экономике ― это дополнительная, то есть приростная величина. Так, предельная полезность выступает как дополнительная полезность, получаемая потребителем от использования дополнительной единицы продукта; предельный доход ― дополнительный доход, получаемый фирмой от продажи дополнительной единицы товара; предельные издержки ― дополнительные издержки по производству дополнительной единицы продукции и т. д.

                  Теория игр

                  Математический метод изучения оптимальных стратегий в играх, то есть в ходе соперничества двух и более сторон за реализацию своих интересов, представленных в виде цели и стратегий их достижения; помогает выбрать лучшие стратегии с учетом представлений о других участниках, их ресурсах и возможностей.

                  PS! При применении в экономических исследованиях экономико-математического метода анализа следует заметить, что «он достаточно продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания. Но иногда происходит отрыв формы от содержания, математические модели начинают подчиняться собственной логике развития, что предопределяет возможность появления ошибочных основанных на математических построениях экономических выводов». (Курс экономической теории: учебник. ― 5-е испр., доп. и перераб. Издание ― Киров: «АСА», 2006. С. 37 (курсив наш – В. Л.).

                  Основные понятия:

                  Экономика

                  Маржинализм

                  Функции экономической теории

                  Кейнсианство

                  Потребность

                  Монетаризм

                  Поведение экономическое

                  Институционализм

                  Человек

                  Институты-организации/нституты-нормы

                  Индивид

                  Экономическое мышление

                  Личность

                  Экономические знания

                  Предмет труда

                  Три вопроса экономики

                  Орудие труда

                  Технология

                  Средства производства

                  Экономический закон

                  Предмет и объект познания

                  Предмет макро― и микроэкономики

                  «Экономика»/«хрематистика»

                  Продукция/ товар/ работы

                  Политическая экономия

                  Анализ и синтез

                  Меркантилизм (ранний и поздний)

                  Индукция и дедукция

                  Метод предельного анализа, или маржинальный анализ

                  Метод экономико-математического моделирования

                  Классическая политическая экономия

                  Экономическая культура общества

                  Физиократы

                  Экономическая культура личности

                  Марксизм

                  Услуги

                  Историческая школа

                  Позитивный и нормативный методы

                  Экономикс

                  Факторный, или функциональный анализ

                  Историзм

                  Диалектика

                  Логика

                  Source: sites.google.com

                  Добавить комментарий