Иени линд

Иени линд

Иени линд

Дженни Линд Jenny Lind,  (настоящее имя – Джоанна Мария Линд Johanna Maria Lind , 6 октября 1820 – 2 ноября 1887, родилась в Стокгольме, время жизни 67 лет) была оперной певицей из Швеции, ее еще часто называли «Шведским соловьем» из за одной романтической истории ее жизни. Одна из самых «дорогих» оперных певиц 19 века в амплуа «сопрано», гастролировала по всей Европе. Чрезвычайно успешными были ее гастроли в США в 1850 – 1852 годах. В последние годы своей жизни занималась благотворительностью, и все же оставила после себя значительное наследство.

Иени линд

Ранние годы.
Дженни была незаконнорожденной дочерью школьной учительницы Анны-Марии Феллбург Anne-Marie Fellborg (1793–1856) и счетовода Никласа Ионаса Линда Niclas Jonas Lind (1798–1858), которые поженились, когда девочке было уже 14 лет. Дата ее рождения, 96.10.1820, находится под вопросом. Когда Дженни прибыла на гастроли в Нью-Йорк из Ливерпуля первого сентября 1850, она написала в анкете, что ей 39 лет. Если это действительно так, то она родилась не 1820 году, а в 1810, и она была дочерью  не Никласа Линда, а более раннего увлечения ее матери. Существуют документы, подтверждающие, что Анна-Мари действительно произвела на свет ребенка в 1810 году. Дженни вышла замуж за Отто Гольдшмидта 5 февраля 1852 года и родила троих детей – в Германии в 1853 году, и в Англии в 1857 году и в 1861 году, из чего можно сделать вывод, что когда она выходила замуж ей скорее было 29 лет, чем 39.
Анна-Мари  содержала небольшую школу для девочек, учеба проходила прямо дома у Линд,  и очень рано ученицы Анны-Мари стали замечать ,что ее дочь удивительно хорошо поет. Когда Дженни было 9 лет, ее пение услышала горничная М-ль Лундберг, примы-балерины Шведской королевской оперы. Горничная балерины была так потрясена пением маленькой Дженни, что привела с собой свою хозяйку послушть девочку. Прима помогла Дженни поступить в школу Шведской королевской оперы, где ее учил петь Карл Магнус Крелиус Karl Magnus Craelius, преподаватель пения Королевского театра. В школе драматического искусства Dramatens elevskola ее обучала актерской игре Каролина Бок Karolina Bock, хотя   драматическая карьера Дженни не была такой же блестящей, как певческая.
Дженни начала петь в опере с десятилетнего возраста, а в 17 лет она уже стала солисткой  Шведской королевской оперы. В 20 лет Дженни Линд  –  член  Шведской королевской Академии музыки Royal Swedish Academy of Music и придворная певица  Короля Швеции и Норвегии. Ее первой главной ролью стала роль Агаты в опере Карла Марии фон Вебера «Волшебный стрелок» (Carl Maria von Weber’s Der Freischütz) в 1838 году. Начиная с этого года и до последних дней своей профессиональной карьеры Дженни пользовалась огромным успехом по всей Европе и в Америке, хотя до конца жизни не могла избавиться от страха перед сценой. 1841-42 годы Дженни проводит в Париже, изучая французскую и итальянскую оперу под руководством Мануэля Патрисио Родригеса Гарсии Manuel Patricio Rodríguez García, ведя при этом одинокую жизнь.
До своего замужества  у  Дженни были поклонники, но не ко всем из них она испытывала ответное чувство. Среди ее самых знаменитых обожателей можно назвать фон Шнейдау (Von Schneidau), Ганса-Христиана Андерсена, Феликса Мендельсона-Бартольди и Фредерика Шопена.
В 1843 году Дженни гастролировала по Дании. Ее увидел Андерсен и сразу влюбился в нее. Они стали друзьями, но ответить на чувства великого сказочника Дженни не смогла. Пение Дженни Линд вдохновило Андерсена на создание трех сказок – «Гадкий утенок», «Ангел» и «Соловей», после чего ее часто стали звать «Шведским соловьем».
1840 годы: Мендельсон и Британия.
Иени линдВ сороковых годах девятнадцатого века Дженни Линд уезжает на гастроли в Германию, где она выступает совместно с Мендельсоном в Лейпциге и в Вене. В 1847 году Дженни в Лондоне, она выступает перед королевой Викторией в Театре Ее Величества 4 мая в роли Алисы в опере Джакомо Меербера «Роберт Дьявол» (Giacomo Meyerbeer’s Robert le diable). Мендельсон много сочиняет для Дженни, для нее он пишет оперу «Лорелея» по старинной германской легенде о деве Рейна (опера осталась незаконченной из за смерти Мендельсона). Для нее он пишет партию в оратории «Илия».
По письменному свидетельству человека, ставшего позднее ее мужем, Отто Гольдшмидта, в 1847 году Мендельсон предлагал Дженни бежать с ним в Америку. Другой очевидец, некий Мерсер-Тэйлор (Mercer-Taylor) пишет, что, хотя и не было доказательств физической близости Дженни Линд с Феликсом Мендельсоном, «отсутствие доказательства не есть доказательство отсутствия».

Иени линд

Jenny Lind in La Sonnambula

В июле 1847 года Дженни выступает в премьере оперы Верди «Разбойники» (Giuseppe Verdi’s I masnadieri) в Лондоне. Она гастролирует по всей Великобритании и континентальной Европе, что делает ее чрезвычайно известной и необыкновенно богатой. В ноябре 1847 года Дженни узнает о смерти Мендельсона (ему было всего38 лет, он скончался в Лейпциге после двух инсультов). Во второй половине 1848 года Дженни возвращается в Лондон, где дает концерт в Экстер-холле Exeter Hall , всю выручку ото которого – 1000 фунтов, бывшие тогда весьма значительной суммой, передает на основание именной стипендии Мендельсона. Первым получателем этой стипендии был британский композитор Артур Саливан Arthur Sullivan, автор оперы «Микадо».
Дженни много денег отдавала на благотворительность: в январе 1849 года она приняла участие в концерте в Норвиче (Англия) , где ее принимал Епископ Норвича. Позднее она устроила еще два благотворительных концерта, вся выручка с которых – 1 253 фунта – пошло на покупку дома в Поттергэйте, в котором разместилась детская больница на 20 коек. [ad#v-texte-gorizont]
 

Иени линд
 

Первое появление Дженни Линд в Америке.
В замке Sept.r Сад 11, 1850

Американское турне.
В 1849 году, когда Дженни Линд была в расцвете своей славы, об этой славе стало известно П.Т. Барнуму, и его захватила перспектива показать Дженни широкой американской аудитории. Хотя тогда Барнум еще не разу не слышал пения Дженни, он знал о том, что на ее концерты всегда аншлаг, и что ее отличают и необыкновенная красота голоса, и склонность к благотворительности. Дженни решила открыть в Англии несколько школ для девочек, и предложение Барнума давало ей возможность получить достаточно средств для ее филантропического проекта. Дженни велела проверить кредитоспособность и надежность Барнума, после чего дала ему согласие на 150 концертов по всей Америке. За каждый концерт она должна была получать по 1 000 долларов, не считая возмещения расходов. По настоянию Дженни в контракт также были включены Юлиус Бенедикт, немецкий дирижер, композитор и пианист (с ним Дженни работала в Англии), и итальянский баритон Джованни Белетти, с которым вместе выступала в концертах. За Бенедикта надо было заплатить 25 000 долларов, за Белетти – 12.500 долларов, всего Барнум должен был потратить 187 500 долларов (не считая оплаты дорожных расходов труппы) на гастроли Линд в Штатах.

Иени линд
 Пародия на первое американское турне Дженни Линд для П. Т. Барнум, Нью-Йорк, октябрь 1850

Дженни настояла на том, чтобы все подлежащие уплате деньги были помещены в лондонский банкирский дом Бэринг до начала гастролей. Хотя Барнум всегда и всем платил после завершения представления, для Линд он сделал исключение и начал собирать деньги для отправки в Лондон. Ему пришлось заложить все свои активы, многое продать, и все равно не хватало 5 000 долларов. Ни один банкир в Штатах уже не соглашался дать ему кредит под залог выручки от будущих выступлений Дженни. Наконец ему помог священник из Филадельфии, который слышал о филантропии Дженни и считал, что она благотворно повлияет на нравственность американцев. Священник одолжил Барнуму недостающие 5 000 долларов, и тот смог наконец послать деньги в Лондон.
Американцы мало слышали о Дженни Линд и Барнум устроил ей широкую рекламу. В одной из газет даже писали, что приезд в Штаты женщины, которая считает свой талант даром небес, и потому считает своим долгом помогать несчастным и отверженным, будет божьим благословением для страны.

Иени линд

Иени линд

Портреты Дженни, одни из первых фотографических снимков, были развешаны в больницах и домах призрения. Еще до того, как Дженни покинула Англию, американские газеты писали, с какой печалью европейские жители прощаются с ней в Ливерпуле. И когда в сентябре 1850 года Дженни прибыла в Америку, ее встречала толпа более чем из 40 000 людей.
Барнум платил Дженни по 1000 долларов за концерт, при этом его выручка была 5 500 за концерт. Уже в сентябре 1850 года они пересмотрели условия контракта – она давала 93 концерта, но ее плата не уменьшалась. Всего за турне Дженни Линд выручила 250 000 долларов, а Барнум более полумиллиона долларов. Большинство своих американских гонораров певица оставила в благотворительных учреждениях США, в том числе 1 000 долларов на строительство церкви в Чикаго.
Дженни также дала своему шведскому другу, Поли фон Шнейдау, 5 000 долларов на покупку фотокамеры для его студии в Чикаго. Позднее этой камерой были сделаны первые фотографические портреты Авраама Линкольна.
 

Иени линд

С гравюры Джона Сартейн (1808-1897

Последние годы.
В феврале 1852 года Дженни Линд вышла замуж за пианиста Отто Гольдшмидта (Otto Goldschmidt), который был моложе ее на десять лет, и на 20 лет пережил свою супругу.
После возвращения в Европу Дженни перестает вести напряженную концертную деятельность, хотя по прежнему принимает участие в концертах, а в 1858 году даже приезжает с выступлениями в Польшу.
У Дженни и Отто рождаются трое детей: Валтер Отто в сентябре 1853 года в Германии, Дженни Мария Катерина в марте 1857 года, и Ернест Свенд Давид в январе 1861 в Англии.
Дженни Линд умерла в ноябре 1887 года в Мальверне, Великобритания, от рака. Ее похоронили на кладбище Мальверна под звуки похоронного марша Шопена.

оригинал статьи на Википедии

pannus.ru



Source: www.liveinternet.ru

Добавить комментарий